Технология проблемного урока

 

                     Формулируется проблема 

                    две противоречивые гипотезы

                             проверкафактов

                                  обобщение

 

Проблема:уровеньобразования в РФ и практика его реализации

 

Россияимеет фундаментальную науку         Российская экономика

                                                                           неконкурентна в мире

ВРоссии есть Нобелевские лауреаты            Низкая

                                                                             инновационность

 

Наличиепризеров предметных олимпиад

 

 

Почему существуетнесоответствие между высоким уровнем образования низким уровнем экономики?

 

                                  Две точкизрения:

 

1. Достаточно хорошо ли                      1. Разрыв междууровнем                                     

наше образование?                                  образования иэкономикой                                 

                                                                   сокращается

 

2. Что такое хорошееобразование?      2. Мы не нуждаемсяв            

                                                                 повышении конкурентности,                                                                              

                                                                 нам и так  хорошо

  

1. Текст анализируется на предмет наличия противоречии. 

Все проблемные вопросы записываются, чтобы обсуждать ивыявить лучший  вопрос, который выбирается с учетом обеих сторон проблемы как отражающийразные точки зрения.   

2. Выдвигаются гипотезы (причины) данного явления.

3. Пути решения проблемы.

4. Подведение итогов работы: проблема решается так-то, иливыявить причины проблемы 

5. Рефлексия – самоанализ: как мы получили этот ответ.Выбрать лучший вариант, т.е. более обоснованный.                                                   

 

 

 

Разные типы политическойсоциализации дают разные типы политической культуры

 

Политическое поведение

 

 

 

Политическая социализация

     

Политическая культура

 

 

 

Для советской политическойкультуры участие в выборах было священным долгом

 

Административная системарассматривает выборы как долг, между тем по нашим законам  выборы – это ПРАВО.

 

Существует 3 типаполитической культуры:

 

1)  патриархальная;

2)подданническая;

3)гражданская.

 

Организация работы понаписанию эссе.

 

I. Элементы структуры эссе:

  1. Цитата
  2. Проблема, поднятая автором, ее актуальность.
  3. Смысл высказывания
  4. Собственная точка зрения
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. выводы.

    II.  Необходимо сформулировать проблемувысказывания. Вам необходимо за частным мнением автора увидеть общийвопрос, на который он отвечает. Нужно помнить, что само по себе высказываниеавтора – это лишь один подход к решению проблемы.

     III. Не стоит повторять дословно словаавтора, главное – раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише:

…смысл данноговысказывания состоит в том, что

…автор обращаетвнимание на то, что…

…автор убежден в том,что….

      IV. Необходимо определить свою позицию к высказываниюавтора. Можно согласиться с автором полностью, можно частично. При этом можновоспользоваться фразами-клише:

…я согласен с автором,что...

….автор был прав,утверждая, что….

        V. Следует обосновать собственное мнение по этопроблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), т.е.вспомнить основные термины, теоретически положения.

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

  1. Теоретический уровень – обществоведческие знания (понятия, термины, мнения ученых, направления теоретической мысли).
  2. Эмпирический уровень – здесь возможны два варианта: использование примеров из истории, литературы или обращение к личному опыту.

        VI. Нужно сформулировать вывод. Он не долженсовпадать с суждением, данным для обоснования, а должен подводить итограссуждений. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованыфразы-клише:

таки образом, можносделать вывод…

…подводя итог, хочетсяотметить

        VII. Нужно помнить, что эссе– небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляетсясвязный текст, используются слова-связки, уделяется грамотному написаниюобществоведческих терминов.

                Текст эссе желательно разбить наабзацы, каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следуетсоблюдать красную строку.

               Дополнительным достоинством эссе является включение в него

               - краткой информации об авторе (выдающийсяфилософ- просветитель, великий русский мыслитель, основатель направления…);

              - описание различных точек зренияили различных подходов к ее решению;

              - указание на альтернативныеварианты решения проблемы.

 


 

 


 

 

                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПООБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                                                          ДЛЯ      6   КЛАССА

           составлена в соответствии с государственнымстандартом образования                                

                               преподавателем Ивановой Ириной Петровной

                                                            Пояснительная записка

                  Данная рабочая программаразработана на основе Федерального компонента Государственного образовательногостандарта основного общего образования и Программы основного общего образованияпо обществознанию  Л.Н. Боголюбова.  Рассчитана на 34 учебных часа.

                 Цельданного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества:экономической, политической, социальной, духовной.

                 Курсспособствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности,формированию жизненной позиции личности подростка, познавательных способностяхучащихся.

 

Введение (1 час). Знакомство с курсом «обществознание».Значение правовых знаний. Значение знаний об обществе.

Человек (6 часов). Человек и другие люди. Рождениечеловека. Понятие личности и индивидуальности. Кого называют сильной личностью.Возрастные периоды жизни человека. Самостоятельность – показатель взросления.

Особый возраст – отрочество.

Познание мира и себя. Что человек наследует от своихродителей. Способности и задатки.

Деятельность человека. Значение в жизни человекадеятельности. Многогранность человеческой жизни.

Чувства и размышления человека. Самосознание. Потребностичеловека. Мир мыслей и чувств.

Семья (3 часа).  Семья – ячейка общества. Семья и государство.

Семейное хозяйство. Семейные обязанности.

Делу время – потехе час. Занятость и праздность.

Школа (2 часа).  Профессия – ученик. Школьное образовании. Чемуучит школа. Как учили в прежние времена. Как жить дружно в классе.

Одноклассники. Сверстники. Друзья.

Труд (5 часов). Труд – основа жизни. Виды трудовойдеятельности. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность.Благотворительность и меценатство.

Труд итворчеств. Ремесленник и мастер . Творчество в труд. Творчество в искусстве.

На пути кжизненному успеху. Цель в жизни.

Мастерство –цель любой профессии. Пути к мастерству.

Родина (9 часов).  Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Чтозначит быть патриотом. За что мы любим свою родину.

СимволикаРоссии. Герб Росси в прошлом и в настоящем. Российский флаг. Гимн. Столица.

Гражданин игражданство. Права граждан России. Обязанности граждан Российской Федерации.

Мы –многонациональный народ. Народы России – одна семья. Многонациональная культураРоссии. Наш регион в составе Российской Федерации. Что такое национальность.

Моя малаяродина. Мои друзья, соседи, Мой народ.

Добродетели (6 часов). Учимся делать добро. Что такоедоброта и добры дела.

Мои добрыедела. «Золотое правило» нравственности – главное правило хорошего человека.

Быть смелым.Смелость и отвага.

Учимся бытьтерпимыми.  Что такое терпимость итерпение.

Гуманизм –уважение и любовь к людям. Уважение  кстаршим, забота о младших.

 

Учебно-методическаялитература:

1)    Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Обществознание: 6 класс – М.:Просвещение, 2010.

2)    Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Методические рекомендации кучебнику  «Обществознание: 6 класс» – М.:Просвещение, 2006.

 

Нормативныедокументы:

 1) Конституция РФ;

2)Конвенцияо правах ребенка.

 

 

 

                              РАБОЧАЯПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                                                   ДЛЯ      7    КЛАССА

    составлена в соответствии с государственнымстандартом образования                                

                               преподавателем Ивановой ИринойПетровной    

                                                     Пояснительнаязаписка

                  Данная рабочая программаразработана на основе Федерального компонента Государственного образовательногостандарта основного общего образования и Программы основного общего образованияпо обществознанию  Л.Н. Боголюбова.  Рассчитана на 34 учебных часа.

                 Цельданного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества:экономической, политической, социальной, духовной.

                 Курсспособствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности,формированию жизненной позиции личности подростка, познавательных способностяхучащихся.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихсяобщеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевыхкомпетенций. В области познавательной деятельности

Уметь

- самостоятельно и мотивированно организовывать своюпознавательную деятельность;

- описывать основные социальные объекты, выделяя ихсущественные признаки;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке;

 - объяснятьвзаимосвязь изучаемых социальных объектов;

 - оценивать поведениелюдей с точки зрения социальных норм и рационального поведения.

Знать/понимать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей

- характерные черт и признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание изначение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

 

Вводный урок.

Человек в обществе (4часа)

 Отношения междулюдьми. Как правильно строить отношения с людьми. Круг моих друзей.

Ты и твои товарищи. Дружба как ценность.

Зачем люди общаются. Потребность в общении. Формыобщения. 

Что значит быть терпимыми. Сколько людей – столько мнений?Уважение к окружающим людям.

Человек и закон (11часов).

Что значит жить по правилам. Многообразие правил вповседневной жизни людей. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. Обязанности граждан. Нет правбез обязанностей. Гражданские и политические права. Права человека. Права ребенкаи их защита.

Почему важно соблюдать закон. Роль права в жизни общества игосударства.  Свобода и ответственность.Закон и порядок.  Закон и справедливость.Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод  человека игражданина.

Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Долг иответственность. Государство и Отечество.

Военная служба. Значение регулярной армии. Порядокпрохождения воинской службы. Воинский долг в прошлом и настоящем.

Что такое дисциплина. Правомерное поведение. Дисциплинаобщеобязательная и специальная.

Внешняя и внутренняя дисциплина. Школьная дисциплина.Семейная дисциплина. Воля и самовоспитание.

Противозаконное поведение. Признаки и виды правонарушений. Законопослушность.Знание законов. Правовая культура.  Презумпцияневиновности.

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Взаимодействиеправоохранительных органов и граждан.

Суд и правосудие. Исторически нормы судопроизводства.Обвиняемый и обвинитель. Истец и ответчик.

Милиция и ее обязанности. Преобразование милиции в полицию.Цель и сущность реформы. Функции милиции.

Экономика в нашей жизни(11 часов).

Экономика и ее основные участники. Что такое экономика. Зачемнужна экономика. Основные участники экономики.

Золотые руки работника. Из чего складывается мастерствоработника. Труд и зарплата. Количество и качество труда.

Производство. Затраты, выручка, прибыль. Что и какпроизводить.

Затраты производства. Все ли выгодно производить.Окупаемость.

Что такое бизнес. Кто такие бизнесмены. Деловая репутация.

Виды бизнеса. Формы бизнеса.

Обмен, торговля, реклама. Зачем люди обмениваются. Реклама –двигатель прогресса.

Торговля и ее формы. Торговля в повседневной жизни.

Деньги, их функция. Как деньги стали деньгами. Универсальныйэквивалент. Виды денег.

Экономика семьи. Ресурсы семьи. Что такое семейный бюджет. Начто семья тратит деньги.

Природа и человек (6часов).

Воздействие человека на природу. Природа и человек. Мир,созданный человеком. Ресурсы. Проблема исчерпаемости природных ресурсов.

Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. Промышленныевыбросы.

Охрана природы. Охранять природу – значит охранять жизнь.Последствия безответственности людей. Угроза животному и растительному миру.

Экологическая мораль. Культура поведения применительно к  природе. Природа – наше богатство.

Закон на страже природы. Что подлежит охране. Что можетсделать гражданин для охраны природы. Начни с себя.

Подведем итоги.

 

Учебно-методическая литература:

1)    Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Учебник  «Обществознание: 7 класс»– М.: Просвещение, 2009.

2)    Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. Обществознание. Человек. Право.Экономика: 7 класс – М.: Просвещение, 2008.

 

Нормативныедокументы:

 1) Конституция РФ;

2)  Конвенция о правах ребенка.

 

 

                                      РАБОЧАЯПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                                                      ДЛЯ      8   КЛАССА

          составлена в соответствиис государственным стандартом образования                                

                                преподавателем Ивановой ИринойПетровной

                                                   Пояснительная записка

                  Данная рабочая программаразработана на основе Федерального компонента Государственного образовательногостандарта основного общего образования и Программы основного общего образованияпо обществознанию  Л.Н. Боголюбова.  Рассчитана на 34 учебных часа.

                 Цель данного курса:

 – сформироватьпервоначальные представления о сферах общества: экономической, политической,социальной, духовной;

 -   развитие личности в ответственный периодвзросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления впроцессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;

  -развитие нравственнойи правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

 - воспитаниеобщероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальнымнормам, приверженности гуманистическим и демократически ценностям, закрепленнымв Конституции РФ,

  - курс способствуетинтеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированиюжизненной позиции личности подростка, познавательных способностях учащихся;

    - овладениеумениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных солильныхролях;

   - освоение на уровнефункциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальнойадаптации: об обществе, основных социальных ролях, сферах человеческойдеятельности, механизмах реализации защиты прав человека и гражданина.

В результате изучения курса основправовых знаний учащиеся должны

Знать

 - содержание и значение социальных норм, регулирующихобщественные отношения;

 - социальные свойства человека, еговзаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черт и признаки основных сфер жизни общества.

Уметь

 описывать основные социальные объекты, основныесоциальные роли, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

 - осуществлять поиск социальной информации позаданной теме, используя различные источники;

 - самостоятельно составлять простейшие видыправовых документов;

 - анализировать различные правовые отношения и факты, в целом;

 - формировать собственную правовую культуру, чтобы применять правовыезнания в повседневной жизни.

 

Введение. Знакомствос курсом «обществознание».

Личность и общество (3 часа).

Человек. Индивид. Личность. Бытьличностью. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности.

Общество как форма жизнедеятельностилюдей. Что такое общество. Основные сферы общества. Ступени развития общества.

Развитие общества. Традиционное,индустриальное и постиндустриальное общество.  Глобальные проблемы современности и пути ихрешения.

Сфера духовной культуры (8 часов).

Сфера духовной жизни. Духовная сфераобщества. Культура личности и общества. Духовная и материальная культура.Развитие культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормыморали. Добро и зло.

Долг и совесть. Долг общественный идолг моральный. Совесть.

Моральный выбор. Свобода – этоответственность. Моральные знания и практическое поведение людей.Критический  анализ собственных помыслови поступков.

Образование. Приоритетностьобразования. Роль образования в современном информационном обществе. Системаобразования в РФ. Непрерывность и преемственность образования.

Наука в современном обществе. Чтотакое наука. Наука – важнейшая производительная сила современности. Нравственныепринципы труда ученых.

Религия как одна из форм культуры.Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозныеорганизации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Экономика (14 часов).

Экономика и ее роль в жизни общества.Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор иальтернативная стоимость.

Главный вопрос экономики. Чтопроизводить, как производить. Экономическая система и ее функции. Типыэкономических систем.

Собственность. Формы собственности.Имущественные отношения. Частная собственность. Общественная собственность.Защита права собственности.

Рыночная экономика. Рынок и условияего функционирования. Конкуренция.

Спрос и предложение. Спрос ипредложение на рынке. Рыночное равновесие.

Производств – основа экономики.Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства.Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность.Роль предпринимательства в экономике.. Цель фирмы и ее основныеорганизационно-правовые формы. Товарищество, АО, малое предпринимательство.

Роль государства в экономике. Налоги.Государственный бюджет.

Распределение доходов. Доходы граждани прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление.Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы правпотребителей.

Инфляция и семейная экономика.Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги,предоставляемые гражданам. Банковский кредит. Потребительский кредит.

Безработица, ее причины ипоследствия. Причины безработицы. Экономические и социальные последствиябезработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Мировое экономическое хозяйство имеждународная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговаяполитика. Обменный курс валют.

Социальная сфера (8 часов).

Социальная структура общества.Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты ипути их решения.

Социальные статусы и роли. Социальнаяпозиция человека в обществе. Предписанный и достигнутый статус. Личный статус.Гендер.

Нации и межнациональныеотношения.  Отношение к истории и традициямнародов. Межнациональные отношения в современном обществе.

Право наций на самоопределение.  Многонациональный состав населения РФ.Закрепление прав наций на национальную идентичность в Конституции РФ.

Всеобщая декларация прав человека.Фундаментальные права человека, закрепленные в международных документах.Конституция РФ – гарант прав и свобод человека и гражданина.

Конвенция о правах ребенка.Закрепленность основополагающих прав ребенка в международных документах.Семейный кодекс РФ о правах ребенка.

Отклоняющееся поведение. Алкоголизм инаркомания.

Причины отклоняющегося поведения.Наследственность. Значение среды обитания. Роль семьи и школы.

 

Учебно-методическая литература:

Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая.Обществознание: 8 класс – М.: Просвещение, 2009.

 

 

Нормативные документы:

 1)  Конституция РФ;

2) Конвенция о правах ребенка;

3) Всеобщая декларация прав человека.

 

 

                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                                                      ДЛЯ     9   КЛАССА

           составлена в соответствии сгосударственным стандартом образования                                

                                преподавателем Ивановой ИринойПетровной

                                                   Пояснительная записка

                  Данная рабочая программаразработана на основе Федерального компонента Государственного образовательногостандарта основного общего образования и Программы основного общего образованияпо обществознанию  Л.Н. Боголюбова.  Рассчитана на 34 учебных часа.

                 Цель данного курса:

 – сформироватьпервоначальные представления о сферах общества: экономической, политической,социальной, духовной;

 -   развитие личности в ответственный периодвзросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления впроцессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;

  -развитие нравственнойи правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

 - воспитаниеобщероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальнымнормам, приверженности гуманистическим и демократически ценностям, закрепленнымв Конституции РФ,

  - курс способствуетинтеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированиюжизненной позиции личности подростка, познавательных способностях учащихся;

    - овладениеумениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основныхсолильных ролях;

   - освоение на уровнефункциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальнойадаптации: об обществе, основных социальных ролях, сферах человеческойдеятельности, механизмах реализации защиты прав человека и гражданина.

В результате изучения курса основправовых знаний учащиеся должны

Знать содержаниеи значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь описыватьосновные социальные объекты, основные социальные роли, оценивать поведениелюдей с точки зрения социальных норм;

 - осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме, используя различныеисточники;

 - самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов;

 - анализировать различныеправовые отношения и факты, в целом;

 - формировать собственнуюправовую культуру, чтобы применять правовые знания в повседневной жизни.

 

Политика (8 часов).

Политика и власть. Что такое политика? Политическая власть.Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовойинформации.                                       

Государство. Происхождение государства. Признаки государства.Формы государства. Гражданство.

Политические режимы. Тоталитарный режим. Авторитарный режим.Демократия.

Правовое государство. Понятие правового государства.Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве.Принципы(признаки) правового государства. Разделение властей. Верховенствзакона.

Гражданское общество и государство. Что такое гражданскоеобщество? Местное самоуправление. Общественная палата.

 Участие граждан вполитической жизни. Выборы. Референдумы. Право на равный доступ кгосударственной службе. Обращение в органы власти. Способы влияние на власть.Значение свободы слова. Политический экстремизм. Политика- -дело каждого.

Политические партии и движения. Общественно-политическиедвижения. Политические партии.

Право (26 часов).

Право, его роль в жизни общества и государства. Что такоеправо. Мера свободы, справедливости и ответственности. Норма прав. Закон.Система законодательства. Право и закон.

Правоотношения и субъекты права.  Сущность и особенность правоотношения.Субъекты правоотношений.

Правонарушения и юридическая ответственность. Правонарушениеи его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Видыюридической ответственности: административная, дисциплинарная, материальная,гражданская, уголовная. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Какие государственные органыназывают правоохранительными. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционногостроя РФ. Этапы развития конституции. Закон высшей юридической силы.Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека игражданина.

Права и свободы человека и гражданина. Что такое правачеловека. От идеи к юридическим нормам. Общечеловеческие правовые документы.Всеобщая Декларация прав человека. Права и свободы человека и гражданина РФ.Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка. Декларация  прах ребенка.

Гражданские правоотношения. Сущность гражданского права.Особенности гражданских правоотношений.

Виды гражданско-правовых договоров. Гражданскаяправоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность.

Потребительское право. Защита прав потребителей. Потреблениетоваров и услуг.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Занятость.Безработица. Условия труда. Права и обязанности сторон.

Трудовые правоотношения несовершеннолетних. Условия труданесовершеннолетних.

Правовые основы брака и семьи. Сущность и особенностьсемейных правоотношений. Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядокзаключения брака. Права и обязанности супругов.

Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанностиродителей. Права и обязанности детей.

Административные правоотношения. Административное право.Понятия и черты административного правоотношения. Административноеправонарушение. Охрана общественного порядка. Виды административных наказаний.

Уголовно-правовые отношения. Особенности уголовного права иуголовно-правовых отношении. Понятие преступления. Виды преступлений.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Борьба спьянством и наркоманией.

Виды и назначение наказания. Виды наказаний. Цель наказаний.Неотвратимость наказания.

Социальные права. Право на жилище. Право на социальноеобеспечение. Здоровье под охраной закона.

Социальная политика государства. Социально ориентированноегосударство. Социальные обязательства перед гражданами.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.Законодательство в сфере образования.

 

Учебно-методическая литература:

Л.Н. Боголюбов, А.ИМатвеева. Обществознание: 9 класс – М.: Просвещение, 2010.

 

Нормативныедокументы:

 1) Конституция РФ;

2) Трудовойкодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ;

3) Всеобщаядекларация прав человека.

 

                             РАБОЧАЯПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                                                      ДЛЯ      10   КЛАССА

          составлена в соответствиис государственным стандартом образования                                

                                преподавателем Ивановой ИринойПетровной

                                                   Пояснительная записка

                  Данная рабочая программаразработана на основе Федерального компонента Государственного образовательногостандарта среднего (полного) общего образования и Программы среднего (полного)общего образования по обществознанию                          Л.Н. Боголюбова.  Рассчитана на 68 учебных часов.

                 Цель данного курса:

 – сформироватьпервоначальные представления о сферах общества: экономической, политической,социальной, духовной;

 -   развитие личности в ответственный периодвзросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления впроцессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;

  -развитие нравственнойи правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

 - воспитаниеобщероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальнымнормам, приверженности гуманистическим и демократически ценностям, закрепленнымв Конституции РФ,

  - курс способствуетинтеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированиюжизненной позиции личности подростка, познавательных способностях учащихся;

    - овладениеумениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основныхсолильных ролях;

   - освоение на уровнефункциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальнойадаптации: об обществе, основных социальных ролях, сферах человеческойдеятельности, механизмах реализации защиты прав человека и гражданина.

В результате изучения курса основправовых знаний учащиеся должны

Знать и понимать

Биосоциальную сущность человека,основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системеобщественных отношений;

Тенденции развития общества каксложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

 содержание и значение социальных норм, регулирующихобщественные отношения;

особенности социально-гуманитарногопознания;

уметь описыватьосновные социальные объекты, основные социальные роли, оценивать поведениелюдей с точки зрения социальных норм;

характеризовать основные социальныеобъекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

 - осуществлять поиск социальной информации позаданной теме, используя различные источники;

 - анализировать информацию о социальных объектах, выделяя общее исущественное, различные правовые отношения и факты, в целом;

 - формировать на основе приобретенных знаний собственные суждения иаргументы по определенным проблемам;

-  правовую и политическую культуру, чтобыприменять правовые знания в повседневной жизни.

- объяснять причинно-следствнныесвязи изученных социальных объектов;

Применять социально-экономические игуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальнымсоциальным проблемам.

Общество и человек.

Общество (4 часа).

Общество как динамическая система.Основные сферы жизни общества. Их взаимосвязь.

Общество и природа. Общество икультура (вторая природа). Важнейшие институты общества.

Общество как сложная динамическаясистема. Обществ. Страна. Государство. Основные типы классификации обществ.Признаки общества. Глобальные проблемы человечества. Взаимосвязь,взаимоотношение общества и природы.

Человек (6 часов).

Природа человека. Биосоциальнаяприрода человека. Цель и смысл жизни человека. Антропогенное воздействиечеловека на природу.

Науки о человеке. Психология.Философия. Культурологи.

Человек как духовное существо.Личность. Социальное поведение. Самосознание и самореализация.

Мировоззрение человека. Типымировоззрения: религиозное, обыденное, научное.  Единство свободы и ответственности личности.Самопознание. Самооценка.

Деятельность – способ существованиялюдей. Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности.Потребности, интересы и мотивы деятельности.

Виды деятельности. Творческаядеятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Деятельность иобщение.

Познание (4 часа). Роль знаний в деятельности людей. Эмпиризм и рационализм. Объективная иабсолютная истина. Истина и заблуждение.

Чувственное и рациональное познание.Научное мышление. Жизненный опыт и здравый смысл.

Человек в системе социальных связей.Самосознание и самореализация.

Социализация личности. Роль обществав социализации. Этапы социализации.

Основные сферы общественной жизни.

Духовная культура (8 часов).

Культура и духовная жизнь общества. Происхождениекультуры. Материальная и духовная культура. Элементы культуры. Культурноенаследие и культурные универсалии.

Формы и разновидности культуры:народная, массовая, элитарная. Доминирующая культура, субкультура  и контркультура.

Мораль и религия. Категории морали.Нравственность. Гуманизм. Альтруизм.

Мировые религии. Христианство.Буддизм. Ислам. Многообразие религий. Особенности религий и религиозноемышление. Роль религий в современном мире.

Искусство и духовная жизнь. Сущностьи содержание искусства. Изобразительное и прикладное искусство. Критериипроизведений искусства.

Экономика (5 часов).

Роль экономики в жизни общества.Влияние экономки на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда икапитала в развитии экономики.

Сущность экономики. Производство,потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества.Фирмы и рынок - основные институты современной экономики.

Социальная сфера (15 часов).

Социальная структура общества.Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека.

Социальные статусы и роли.Взаимодействие социального статуса и социальной роли.

Социальная стратификация. Понятие осоциальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение идифференциация. Классы как основа стратификации современного общества.

Социальное взаимодействие. Социальныеотношения и взаимодействия.

Социальный конфликт. Причины инеизбежность социальных конфликтов. Способы предупреждения социальныхконфликтов.

Неравенство: богатств и бедность.Определение и измерение богатства. Источники доходов класса богатых. Среднийкласс. Бедность как экономическое, социальное и культурное явление.

Социальные нормы. Социальные нормы исоциальный контроль. Самоконтроль. Социально одобряемое поведение.

Отклоняющееся поведение. Причиныотклоняющегося поведения. Преступность. Социальная опасность преступности.

Нации и межнациональные отношения.Отношения между различными нациями внутри одного государства. Отношения междунациональным большинством и национальным меньшинством. Формированиемногонационального государства.

Национализм и его формы. Этноцентризми национальная нетерпимость. Формы национализма: шовинизм, антисемитизм,геноцид. Корни национализма. Причины этнических конфликтов и современные ихпроявления.

Семья и быт. Семья какфундаментальный институт общества и алая группа. Жизненный цикл семьи. Причиныраспада семей Ю, социальные последствия развода.

Формы семьи. Простая семья,расширенная семья. Нуклеарная семья. Эволюция форм семьи.

Молодежь как социальная группа.Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

 

Политическая сфера (11 часов).

Политика и власть. Форма проявлениявлияния: власть и авторитет. Становление власти в качестве политическогоинститута общества.

Разделение властей. Властныеотношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Политическая система. Структура ифункции политической системы. Государство в политической системе. Политическиережимы. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние ивнутренние функции государства. Парламент как защита демократических свобод.Структура парламентаризма.

Гражданское общество и правовоегосударств. Признаки гражданского общества. История развития и сущностьгражданства. Борьба за гражданские права.

Признаки правового государства.Понятие правового государства и история его становления.

Демократические выборы. Избирательноеправо и его происхождение. Избирательная система. Типы избирательных систем.

Многопартийность и партийные системы.Типология партий.

Политическая активность граждан.  Голосование как форма участия граждан вполитической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Рольреферендума в политической жизни.

Электорат. Понятие электората.Политическая активность людей. Электорат политических партий. Конкуренцияполитических партий за электорат.

Право (10 часов).

Право как особая система норм.

Право в системе социальных норм.Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности.Понтия о естественных и гражданских правах.

Правовая культура. Уровень исодержание правового сознания. Разновидности правовых норм.

Источники права. Основные источникиправа. Формы выражения права. Виды нормативных актов. Иерархиянормативно-правовых актов. Основные отрасли права.

Правоотношения. Что такоеправоотношение.

Правонарушение. Юридическаяответственность. Виды юридической ответственности.

Система судебной защиты правчеловека. Суд присяжных Адвокатура.

Современное российскоезаконодательство. Развитие права в современной России.

Отрасли права РФ. Конституционноеправо. Административное право. Гражданское право. Семейное право. Уголовноеправо. Экологическое право.

Предпосылки правомерного поведения.Правомерное поведение.

Правосознание. Правовая культура.Соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры.

 

 

Учебно-методическая литература:

Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов. Обществознание: 10 класс –М.: Просвещение, 2009.

 

Нормативные документы:

 1)  Конституция РФ;

2) Извлечения из КоАП, ГК, СК, ТК, УК;

3) Всеобщая декларация прав человека.

 

 

                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПООБЩЕСТВОЗНАНИЮ

                                                      ДЛЯ      11   КЛАССА

          составлена в соответствиис государственным стандартом образования                                

                                преподавателем Ивановой ИринойПетровной

                                                   Пояснительная записка

                  Данная рабочая программаразработана на основе Федерального компонента Государственного образовательногостандарта среднего (полного) общего образования и Программы среднего (полного)общего образования по обществознанию  Л.Н.Боголюбова.  Рассчитана на 68 учебных часов.

                 Цель данного курса:

 – сформироватьпервоначальные представления о сферах общества: экономической, политической,социальной, духовной;

 -   развитие личности в ответственный период взрослениячеловека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессевосприятия социальной информации и определения собственной позиции;

  -развитиенравственной и правовой культуры, способности к самоопределению исамореализации;

 - воспитание общероссийскойидентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам,приверженности гуманистическим и демократически ценностям, закрепленным вКонституции РФ,

  - курс способствуетинтеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированиюжизненной позиции личности подростка, познавательных способностях учащихся;

    - овладениеумениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основныхсолильных ролях;

   - освоение на уровнефункциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальнойадаптации: об обществе, основных социальных ролях, сферах человеческойдеятельности, механизмах реализации защиты прав человека и гражданина.

В результате изучения курса основправовых знаний учащиеся должны

Знать и понимать

Биосоциальную сущность человека,основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системеобщественных отношений;

Тенденции развития общества каксложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

 содержание и значение социальных норм, регулирующихобщественные отношения;

особенности социально-гуманитарногопознания;

уметь описыватьосновные социальные объекты, основные социальные роли, оценивать поведениелюдей с точки зрения социальных норм;

характеризовать основные социальныеобъекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

 - осуществлять поиск социальной информации позаданной теме, используя различные источники;

 - анализировать информацию о социальных объектах, выделяя общее исущественное, различные правовые отношения и факты, в целом;

 - формировать на основе приобретенных знаний собственные суждения иаргументы по определенным проблемам;

-  правовую и политическую культуру, чтобыприменять правовые знания в повседневной жизни.

- объяснять причинно-следствнныесвязи изученных социальных объектов;

Применять социально-экономические игуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальнымсоциальным проблемам.

Вводный урок:общество как сложная динамическая система.

Человек и экономика (23 часа).

Экономика как наука. Что изучаетэкономическая наука. Экономика и экономическая деятельность.

Экономика как хозяйство. Измерителиэкономической деятельности.

Экономический рост. Понятиеэкономического роста. ВВП, факторы экономического роста.

Экономическое развитие. Интенсивное иэкстенсивное развитие. Измерители экономического роста, экономический цикл.

Рыночные отношения в экономике. Спроси предложение. Рыночные структуры. Виды рынка. Рыночные отношения в современнойэкономике.

Конкуренция и монополии. Совершеннаяи несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство.

Фирмы в экономике. Экономикапредприятия. Основные источники финансирования бизнеса.

Факторы производства и факторныедоходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные ипеременные издержки.

Правовые основыпредпринимательской  деятельности.Предпринимательские правоотношения. Экономическая полтика РФ.

Организационно-правовые формы иправовой режим предпринимательской деятельности.

Слагаемые успеха в бизнесе. Источникифинансирования. Банковский кредит.

Основы менеджмента и маркетинга.Основы маркетинга,  его принципы.

Экономика и государство. Рольгосударства в экономике. Основы современной экономики России. Общественныеблага.

Экономические функции государства.Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики.Монетарная и фискальная политика государства.

Финансы в экономике. Основы денежнойи бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ вбанковской системе РФ. Финансовые институты.

Инфляция: виды, причины, следствия.Дефляция.

Мировая экономика. Государственнаяполитика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методырегулирования.

Глобальные проблемы экономики.Глобальные экономические системы.

Человек в системе экономическихотношений. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги спредприятий.

Производительность труда. Факторы,определяющие производительность труда.

Проблемы социально-политической и духовной жизни (15 часов).

Свобода в деятельности человека.Признание и уважение прав других. Проблема выбора.

Свобода и ответственность.  Свободное общество.

Общественное сознание. Сущность иособенность общественного сознания. Структура общественного сознания.

Общественная психологи и идеология.Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание.

Политическое сознание. Обыденное итеоретическое сознание. Политическая психологи и политическое поведение. Основныеидейно-политические течения современности.

Средства массовой информации иполитическое сазанине. Политическая пропаганда.

Политическое поведение. Многообразиеформ политического поведения.

Политический терроризм. Регулированиеполитического поведения. Политическое участие.

Политическая элита. Политическаяэлита и особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типологиялидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера.

Демографическая ситуация всовременной России. Тенденции развития семьи в современной России. Естественнаяубыль населения. Негативные факторы демографии.

Проблемы неполной семьи. Семья каксоциальный институт.

Религиозные объединения иорганизации. Религиозные организации в Р. Опасность сектантства.

Проблемы поддержания межрелигиозногомира. Права религиозных организаций. Межрелигиозный мир.

Проблемы социально-политической идуховной жизни. Сущность свободы человека. Опасность политического экстремизма.Проблемы современного российского общества.

Человек и закон (10 часов).

Современные подходы к пониманиюправа. Право в системе социальных норм. Система российского права.

Законотворческий процесс в РФ. Егостадии.

Гражданин Российской Федерации.Гражданство в РФ. Основания для приобретения гражданства.

 Права и обязанности граждан РФ. Виды  прав и свобод. Конституционные права исвобод. Конституционные обязанности.

Экологическое право. Общаяхарактеристика экологического права. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Способы защиты экологических прав.Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологическиеправонарушения.

Гражданское право. Субъектыгражданского права. Понятие юридического и физического лица.

Защита гражданских прав.Имущественные и личные неимущественные отношения. Способы их защиты.

Семейное право. Порядок и условиязаключения и расторжения брака.

Права и обязанности супругов.Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей идетей.

Правовое регулирование занятости итрудоустройства. Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство.Порядок приема на работу. Расторжение и заключение трудового договора.

Социальная защита населения.  Социальные гарантии. Пособия по безработице.

Процессуальное право: гражданскийпроцесс. Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правилаи принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса.

Процессуальное право: арбитражныйпроцесс.

Процессуальное право: уголовныйпроцесс. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок ихназначения.

Судебное производство.Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения.

Процессуальное право:административная юрисдикция. Особенности административной юрисдикции. Субъектыадминистративной ответственности.

Конституционное судопроизводство.Основные стадии конституционного судопроизводства. Административноеправонарушение.

Международная защита прав человека.Понятие система международного права. Взаимоотношение международного инационального права. Международная защита прав человека в условиях военного имирного времени.

Проблема отмены смертной казни.

Взгляд в будущее. Общество и человекпред лицом угроз и вызовов 21 века. Глобальные проблемы человечества. Терроризмкак важнейшая угроза современной цивилизации.

Постиндустриальная цивилизация.Информационное общество.

 

Учебно-методическая литература:

Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов. Обществознание: 11 класс –М.: Просвещение, 2010.

 

Нормативные документы:

 1)  Конституция РФ;

2) Извлечения из КоАП, ГК, СК, ТК, УК;

3) Всеобщая декларация прав человека.

 

 

 

 

 

© ornaru

Создать бесплатный сайт с uCoz